вторник, 2 октября 2018 г.

Практика для манипуры

Практика для манипуры:

Здоровая и сильная манипура не только дает качества руководителя и воина, это также центр хорошего пищеварения, и в целом «переваривания» ощущений и взаимодействий с окружающим миром. Ум оценивает переживания как приятные и неприятные, а справляться с ними должна именно манипура. Это, фактически, наше «второе сердце», которое может быть слабым и даже «разбитым», а может быть сильным и здоровым. Человека с сильной манипурой не так-то просто «пробить» на автоматичную, нерациональную ответную реакцию, вывести из себя или увлечь за собой без причин, тем более грубой силой, харизмой — заставить подчиниться, «подмять» своей волей. «Манипурщик» — это пресловутый «мирный воин», который добивается всего, но при этом не делает лишних телодвижений, он (или она) достигает своих целей без промедления, болтовни и агрессии. В общении с мудрецами Манипура не нужна, требуется «прочищенная» Аджна, а вот в общении с глупцами и властолюбцами — она очень даже пригодится. 

Точками для «включения» манипуры являются пупок либо солнечное сплетение, а иногда вся область между ними (весь «живот»). В разных школах йоги и для разных целей медитация на манипуру может проходить по-разному: иногда в ней различают «принимающую» точку пониже пупка и «отдающую» — солнечное сплетение. 

Несложная медитация из Шивананда-йоги помогает «зарядить», укрепить манипуру. С точки зрения физиологии, установлено, что солнечное сплетение — это важный нервный центр, связанный с симпатической нервной системой, то есть его активизация вызывает процессы торможения «адреналиновой помпы» (которая запускается стрессом) — механизма «бейся или беги», который в современном обществе сверхконкуренции и стресса чаще всего избыточно задействован. Вот почему осознанные «мирные» воины не злятся и не боятся, не стрессуют и не пасуют. Йогин (или мастер боевых искусств), действительно укоренившийся в Манипуре, никого не ненавидит и ни в ком критично не нуждается, хотя и активно действует и проявляется в общественной жизни. «Сила в Покое» — говорят на Востоке. Таким образом, действительно, Манипура — чакра защиты, но не в такой грубой «неандертальской» форме, как Муладхара, а в более широком смысле. 
Если Манипура «заряжена», то вся нервная систем сбалансирована, и практика йоги идет хорошо, есть силы для аскез и мудрость для того, чтобы в них не было перекосов. Если говорить о технической стороне активизации манипуры, то эта чакра уникальна: т.к. прана, направляемая в нее, естественным образом распределяется по организму (для сравнения, прана, направленная в анахату — в ней и остается). Это позволяет говорить о том, что «подпитывая» манипуру, мы «подзаряжаем» фактически весь организм — будь то с целью оздоровления, общего укрепления или йогических практик. Если даже человек просто удерживает внимание в животе в течение дня, манипура заметно наполняется праной. 

Больший эффект (за меньшее время) можно получить от выполнения следующей техники: 

Техника активизации манипуры («Манипура-Дхарана» по Шивананде): 

1. Садимся в удобную медитативную позу с прямой спиной, предпочтительно Падмасану или Сиддхасану. Если же это проблемно — садимся в Ваджрасану, Сукхасану, Свастикасану или даже, в крайнем случае, с прямой спиной на стуле. 
2. Закрываем глаза, и настраиваемся 1-2 минуты: успокаиваем ум, отпускаем все мысли. Помогает при этом расслабить лицо и кисти рук, живот и ступни ног, и понаблюдать процесс своего дыхания, не вмешиваясь в него. 
3. Затем делаем такую дыхательную технику (аналогичную Нади-Шодхана пранаяме): зажимаем правую ноздрю большим пальцем правой руки и медленно вдыхаем через левую ноздрю, потом зажимаем левую ноздрю (обе зажаты) и выполняем задержку дыхания с воздухом внутри (Антар-Кумбхака). В правильной Антар-Кумбхаке, с точки зрения физиологии йоги, спина прямая, лицо расслаблено, подбородок опущен (Джаландхара-бандха), но голосовая щель открыта, и есть напряжение инспираторных дыхательных мышц (т.е. по ощущениям — легкое «раскрывающее» напряжение грудной клетки). Задержку держим не до предела, а в комфорте, без перенапряжения (не должно быть острого желания вдохнуть или выдохнуть, «отдышаться», «перевести дух»). 
4. Во время задержки дыхания мысленно повторяем мантру ОМ, при этом направляем внимание в область солнечного сплетения. Внимание при этом не «напрягается» (так что на лбу пот выступает!) а просто присутствует в этой области. На первом уровне освоения этой техники мы как бы мысленно «смотрим» из головы туда, в живот. На следующем уровне мы как бы «находимся» в животе нашим вниманием, словно смотрим уже оттуда. Чувствительные к токам энергии люди заметят, когда техника «заработает»: воображение запустит реальный процесс, и чакра «завибрирует». Делая концентрацию на области Манипуры, мы таким образом направляем туда дополнительную прану, жизненную энергию. Если появляются мысли, думать лучше так: «Я дышу праной, счастьем, радостью, силой и бодростью». Можно также представлять в области живота и солнечного сплетения светящуюся сферу ярко-желтого света (или огненную). Более продвинутые практикующие могут выполнять полную визуализацию манипура-чакры (ее подробное описание: с животным, символом и биджа-мантрой — можно найти в интернете или в книгах Шивананды и его ученика, Сатьянанды). 
5. Затем следует медленный, контролируемый выдох через правую ноздрю; и опять задержка (с концентрацией на области солнечного сплетения, как и при задержке на вдохе). Затем — вдох через правую ноздрю, задержка, и выдох через левую. Это один полный цикл. Надо сделать 12 таких циклов. 
6. Дышим мы по несложной схеме (как в нади-шодхана пранаяме): вдох-задержка-выдох через другую ноздрю-задержка-вдох через ту же ноздрю-задержка-выдох через другую ноздрю. Практика начинается с вдоха через левую ноздрю и (через 12 кругов) заканчивается выдохом через нее же. 
7. Лучшее время для данной практики — утро, т.к. она обладает бодрящим эффектом и способствует решению жизненных задач в течение дня. 
8. Эту технику можно делать при страхах, тревожности, депрессии, вялости, а также в качестве средства укрепления воли (скажем, если вы сейчас избавляетесь от вредной привычки или сидите на диете, готовитесь к экзамену или публичному выступлению и т.п.). 
9. С точки зрения йоговской дисциплины, эта практика нарабатывает способность к медитации, и является настоящей техникой медитации, приводящей к достижению высших ступеней восьмиступенчатой йоги Патанджали. 
10. Иногда в практике может наблюдаться своего рода «побочный эффект»: концентрация внимания на самой чакре (или пране) становится настолько сильной, что происходит спонтанная задержка дыхания, и одновременно как бы пропадает память о предыдущих и последующих действиях, человек сразу теряет счет кругов и может даже не знать, что дальше — вдох или выдох, и через какую ноздрю! Пугаться этого не стоит, ругать себя тоже, просто продолжайте практику так, как получается. Главное — практиковать, а подсчет кругов, в конечном счете, вторичен. 
11. Заниматься лучше всего в тихом, спокойном месте, где вас никто и ничто не потревожит, и желательно в одно и то же время суток, на умеренно пустой желудок.

Алексей Соколовский


Комментариев нет:

Отправить комментарий